Динамика развития этноконтактной ситуации в Москве с 2007 по 2010 г оды
(по заказу Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы)
Основным, сравнимым по указанным годам показателем напряженности этноконтактной ситуации в Москве, является уровень ощущаемой консолидированности русских москвичей по национальному признаку . Данный показатель фиксируется по отношению к суждению «В наше время человеку нужно ощущать себя частью своей национальности».
Впервые такой замер для Москвы был произведен в 2007 г. в рамках программы исследований реакции москвичей на сложившуюся в городе миграционную ситуацию. Замер дал показатель, равный 79,1%.
По данным массовых репрезентативных исследований в разных регионах России 90-х гг., когда межнациональная ситуация (отношение русских к другим народам России и к мигрантам из стран СНГ) была относительно благоприятной даже несмотря на боевые действия в Чечне. Такой высокий уровень национальной консолидации был скорее характерен для народов, находящихся в меньшинстве (или ощущающих себя в такой ситуации). На основании этих сравнений в 2007 г. был сделан вывод, что русские москвичи, объективно составляющие подавляющее большинство населения города, в сложившейся ситуации ощущают себя так, как если бы они были меньшинством.
Это переживание мы связывали с тем, что в связи с увеличивающимся присутствием в Москве большой массы неинтегрированных мигрантов, не знающих основных правил поведения в Москве русские москвичи испытывали серьезное беспокойство по поводу сохранности городской культурной среды (обычаев и правил поведения в городе). Так, подавляющее большинство опрошенных нами москвичей и в 2007 и в 2011 гг. согласны с тем, что «Москва это русский город, и приезжие других национальностей должны с этим считаться». В то же время, к комментариям на это суждение столь же подавляющее большинство добавляло: «Москва – многонациональный город, но приезжие должны считаться с нашими московскими обычаями и традициями». То, что русские москвичи очерчивают именно культурную границу своей территории, нерушимость которой у них вызывает опасения, подтверждается содержанием списка претензий (в порядке убывания частоты упоминаний), предъявляемых русскими москвичами к приезж им как в 2007, так и в 2011 годах.
1. Оскорбительно ведут себя по отношению к русским
2. Не проявляют к русским достаточно уважения
3. Не чувствуют благодарности за то, что живут на русской земле
4. Нарушают наши обычаи
5. Имеют больше своих людей в полиции, правоохранительных органах
Поскольку первые три претензии это психологически понятные на уровне здравого смысла претензии к гостям, которые не считаются с «хозяином», это отнюдь не означает роста собственно национализма среди русских. Как видно из данных диаграммы в 2008 г. произошел рост этнической консолидации в связи с постоянно увеличивающимися в Москву неконтролируемыми миграционными потоками. Тогда же было предположено, что нарастающее раздражение из-за утраты русскими москвичами «чувства хозяина» в городе будет стимулировать стихийный общественный запрос на какие-то формы самоорганизации протеста.
В отсутствие идеологии, позитивно представляющей ценности русской культуры, этот запрос будет удовлетворяться преимущественно со стороны идеологизированных националистических групп. Таким образом, будет происходить расширение социальной базы рекрутинга в националистические группировки и движения за счет граждан, имеющих в принципе интернациональные, этнически толерантные установки.
В целом, в 2008 г. были выделены следующие сценарии реагирования русских москвичей на миграционные вызовы.
Сценарий No 1.
Повышенный уровень потребности в этнической консолидации, не связанный с ксенофобными или шовинистическими настроениями, за исключением негативного отношения к идее уравнивания в правах москвичей и иммигрантов и сомнении в равноудаленности органов власти на местах, в частности, полиции, от тех или иных этнических групп. В общем массиве опрошенных эти люди составляют 35,5%. Такой сценарий в принципе не представляет какой-либо социальной опасности, однако дальнейшее его развитие может привести к повышенной готовности этих людей к рекрутингу в шовинистические сообщества.
Сценарий No2.
Один из этапов такого нежелательного развития представляет сценарий, в рамках которого акцент делается уже не на солидарности со своим народом, осознании своих этнических корней (как варианте некоего нормального «национализма» как в сценарии No1), а на льготах, которыми должны пользоваться русские. Для этого сценария характерно то, что национальная принадлежность, по сути, осознается как социально-политический и экономический ресурс. Таких людей в опрошенном массиве 7,4 %. Развитие такого сценария с большей степенью вероятности, чем в первом сценарии, ведет к включению в шовинистические сообщества.
Сценарий No3.
В нем отчетливо реализуется синдром «потери чувства хозяина на своей территории», реализуется скорее в обиде, нежели в прямой агрессии или неприятии иных этнических культур, в нем также не содержится акцента на этнической консолидации. Для людей, реализующих этот сценарий, в основном характерны претензии к другим национальностям в том, что они не уважают русских и русскую культуру, оскорбительно ведут себя по отношению к русским. Для них же характерно считать Москву русским городом и люди других национальностей должны с этим считаться. В принципе и этот сценарий нельзя считать социально опасным, по крайней мере, до тех пор, пока люди, реализующие этот сценарий, не включились в агрессивные шовинистические группы. В конце концов, эти люди отнюдь не агрессивно настаивают на сохранении и поддержании исторически сложившейся на русской основе культурной идентичности Москвы. В общем массиве опрошенных русских москвичей доля этих людей составляет 16,1%.
Сценарий No4.
С полным основанием может быть назван собственно «ксенофобным» или «шовинистическим». Представители этой группы, прежде всего, категорически негативно относятся к представителям определенных национальностей, а также к национально-смешанным бракам («чистота нации»), считают, что люди других национальностей нарушают русские обычаи ( «угроза русской культуре»). Они против предоставления мигрантам равных прав с москвичами и в этом плане могут найти общие основания с представителями наиболее многочисленного сценария No1, представляющего собой непосредственную реакцию на миграционные перегрузки в Москве. Если учесть все сказанное выше, то как раз именно они и могут составлять прямую социальную опасность, поскольку могут составлять идейное ядро шовинистических движений и, как уже отмечалось, могут способствовать расширению рекрутинговой базы этих движений за счет группы No 1, с которыми у них есть общая база консолидации (урезание прав мигрантов). Доля «ксенофобов» в массиве опрошенных составляет 11,4%.
Сценарий No5.
Его реализуют люди, придерживающиеся либо толерантных, либо мультикультурных установок. Для них характерна высокая межнациональная открытость в плане совместной работы и соседства, отсутствие какой-либо значимости национальной принадлежности как своей, так и других людей. Они считают Москву многонациональным городом, где каждый волен вести себя в соответствии со своими представлениями. Доля таких людей в массиве опрошенных составляет 15,2%.
Как видно, перечисленные сценарии связаны с разными причинами и если мы хотим лечить не болезнь, а причины ее порождающие, то есть чтобы управление межнациональными отношениями в Москве носило профилактический, упреждающий, а не догоняющий характер, необходимо применять разные управленческие стратегии с учетом специфики сложившихся сценариев. В 2009 и 2010 гг. уровень консолидированности русских москвичей медленно снижался, но вместе с тем нарастало недовольство правоохранительными органами и поведением неинтегрированных мигрантов, то есть происходило объединение групп москвичей, реагирующих на миграционную ситуацию в Москве по сценариям 1,3 и 4. И когда осенью 2010 г. случился бытовой конфликт между русской и северокавказской группами молодежи, имевший жертвы со стороны русских, а виновные в этом убийстве были отпущены полицией, это послужило детонатором протеста указанной объединенной по разным причинам массы людей, которую поспешили возглавить лидеры радикальных националистов.
Как видно из диаграммы, в 2011 гг. уровень консолидации русских по этническому признаку значительно снизился, благодаря усилиям, сделанным по преодолению последствий декабрьского конфликта 2010 г. Однако, уровень недовольства неинтегрированностью инонациональных групп в Москве остается на прежнем уровне. Это предполагает в дальнейшем, во-первых, меры по интеграции инонациональных приезжих в московские культурные стандарты и, во-вторых, меры по отсечению группы с радикальными межэтническими установками от вероятного ресурса их пополнения группами населения, реагирующими на текущую ситуацию по сценариям 1 и 3.
Скачать исследование в формате PDF