Медиамониторинг

by sociolog

Мониторинг сообщений СМИ, а в последние годы – сайтов Интернета и страниц в социальных сетях, наиболее популярный и доступный способ диагностики процессов, происходящих в информационном пространстве. Как правило, в центре мониторингового исследования находится либо конкретная структура (например, министерство, ведомство или компания), либо некий процесс (например, развитие оппозиционных движений в России). В основе медиамониторинга лежат процедуры контент-анализа, суть которого заключается в выявлении определенного перечня смысловых единиц, вокруг которых и строится исследование.

В современных условиях профессиональный мониторинг СМИ в большинстве случаев осуществляется с помощью специализированных баз данных, таких как информационно-аналитическая система «Медиалогия» или публичная интернет-библиотека Publik.ru. На первый взгляд, осуществление мониторинга СМИ и Интернет-ресурсов представляется достаточно простой задачей, которая, по мнению некоторых, даже не требует специальной профессиональной подготовки. Казалось бы, что может быть проще? Сформулировал запрос, ввел в специальную поисковую программу и получил требуемый ответ. Однако не все так легко, как кажется на первый взгляд.

Если структура или процесс, находящиеся в фокусе нашего внимания, достаточно известны, то при запросе информации за период (допустим, недельный) мы получим сотни, а то и тысячи запросов, многие из которых представляют собой повторное цитирование одной и той же первоначальной информации. Таким образом, для получения искомых сведений данный массив обязательно должен быть подвергнут дополнительной обработке. Также надо отметить, что пока нет эффективных автоматизированных инструментов, предназначенных для анализа сообщений, публикуемых в социальных сетях, которые в ряде случаев очень важны для понимания развития ситуации. Такой мониторинг на данном этапе развития технологий осуществляется «вручную».

В связи с этими обстоятельствами на первый план опять выходит фигура профессионального аналитика, способного грамотно структурировать полученный объем информации и сформулировать выводы и рекомендации. Для многих организаций актуальна потребность привлечения к такой работе внешних специалистов, так как не всегда есть обоснованная необходимость иметь в штате сотрудника с такой узкой специализацией.

Анализ медиатекстов осуществляется по двум направлениям: количественное (подсчет числа упоминаний основных фигурантов, организаций и событий) и качественное (определение иерархии информационных поводов, их значимости для оценки происходящих процессов). С примером такой работы можно ознакомиться в разделе «Исследования в Интернете» (избранные результаты проведенных исследований). Как правило, регулярный медиамониторинг в качестве конечного продукта имеет еженедельную аналитическую справку объемом 8-10 страниц, содержащую инфографику, отражающую количественные показатели. Однако в зависимости от рассматриваемой проблемы материал может предоставляться чаще, в особо сложных и значимых для Заказчика случаях – в режиме реального времени.

К сожалению, ввиду того, что медиамониторинг на сегодняшний день является неотъемлемым элементом жизни практически любой относительно крупной и активной организации, очень часто его проведение превращается в простую формальность. Мы категорически против таких тенденций и прилагаем максимум усилий, чтобы вернуть этому методу первоначальную значимость, так как этот казалось бы рутиннный способ сбора и анализа информации при его правильном применении может стать незаменимым инструментом построения эффективной информационной политики и грамотного позиционирования в публичном пространстве.