Массовый опрос

Социологический опрос

По точному выражению классика отечественной социологии В.А. Ядова «Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях». Опросные методы действительно обладают колоссальной универсальностью и информативностью, они подходят для решения практически любых исследовательских задач.

Под «массовым опросом» мы подразумеваем исследование, направленное на выявление картины мнений, сложившейся в рамках определенной генеральной совокупности людей. Это может быть население города, региона, и даже страны в целом. При этом массовые опросы могут проводиться и в рамках локальных сообществ (например, среди студентов конкретного вуза или работников отдельного предприятия). В целях правильного отображения генеральной совокупности для каждого опроса на основании статистических данных составляется специальная выборка, отражающая её реальную социально-демографическую структуру (как правило, прежде всего, учитываются такие основные характеристики как пол и возраст опрашиваемых).

«Анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры».

В.А. Ядов «Стратегия социологического исследования», Москва, 2003 г., стр. 231

По нашему опыту наиболее эффективным в российских условиях является комбинированный вариант анкеты, когда в ней содержатся как открытые, так и закрытые вопросы, причем преимущество отдается последним. Большинство наших массовых опросов реализуется с помощью анкет именно такого типа.

«Интерпретация сведений, получаемых путем анализа ответов на закрытые вопросы с использованием контрольных – открытых, существенно богаче, более развернута и обоснована» (В.А. Ядов «Стратегия социологического исследования», Москва, 2003 г., стр. 251). С различными результатами аналитической интерпретации данных, проведенной нашими специалистами, можно ознакомиться в разделе «Наши проекты». Как правило, анкетирование проводится в форме очного интервью, поэтому особое внимание мы уделяем подбору и инструктажу интервьюеров, так как качество получаемой в итоге информации очень сильно зависит от качества их работы. Опрос респондентов ведется по месту жительства, учебы, работы, иного массового скопления представителей различных социальных, профессиональных и возрастных групп, отвечающих задачам исследований.

Контроль работ полевого этапа исследования проводится в два этапа:

1. Бригадир осуществляет визуальный контроль всех анкет, сданных интервьюерами, с целью проверки полноты и правильности заполнения, соблюдения квотного задания, выявления логических несоответствий. При обнаружении неточностей, интервьюер проводит уточнение по телефону, либо находит респондента, отвечающего условиям опроса.

2. Выборочный контроль работы интервьюеров проводится путем проверки работы по телефону – контролируется не менее 15% анкет. Проверке подвергается сам факт опроса, порядок его проведения, возраст и другие социально-демографические характеристики респондента.

Мы сознательно делаем акцент на «внутренней кухне» проведения опросов, так как в последние годы уровень доверия к результатам социологических исследований в обществе сильно упал. Отчасти это связано с непрозрачностью исследовательских процедур и отсутствием единых официально утвержденных стандартов качества проведения работ подобного характера. В такой ситуации основной гарантией качества становится репутация исследовательского центра и его подход к взаимодействию с Заказчиками и широкой общественностью.