Экспертный опрос

by sociolog

«Опрос специалистов – особая разновидность метода, где многие требования, применяемые в массовых опросах неприемлемы. Эти опросы не анонимны, исключают «ловушки», так как предполагают активное сотрудничество опрашиваемого в выяснении поставленных проблем.

Как правило, экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов».

В.А. Ядов «Стратегия социологического исследования», Москва, 2003 г., стр. 279.


Как правило, экспертный опрос прекрасно дополняет данные массового опроса, поэтому эти методы лучше использовать совместно, в одном комплексном исследовании. На основании анализа двух самостоятельных массивов данных можно делать интересные аналитические сопоставления: например, выяснить различия между точкой зрения, доминирующей среди населения, и приоритетными позициями экспертов. Это очень важный момент, если речь идет о выработке стратегических направлений развития общества, так как очень много проблем связано с тем, что позиция лиц, принимающих решения, в должный момент не была согласована с мнением граждан, на качество жизни которых эти решения влияют.

Так же экспертный опрос может носить поисковый характер и предшествовать массовому опросу, с целью уточнить проблемное поле и сформировать инструментарий последующих исследовательских процедур. Экспертные опросы играют большую роль и для выяснения позиции отдельных относительно замкнутых и специфических групп (например, религиозных лидеров или представителей какой-либо узкой части политического спектра). В данном случае интервью с «лидерами мнений» гораздо более информативны, чем опрос рядовых членов этих групп, общение с которыми по разным причинам может быть затруднено или недостаточно конструктивно.

Экспертный опрос также незаменим при проведении исследования в узкоспециализированной профессиональной сфере, например, среди потенциальных покупателей редких товаров и услуг, не ориентированных на массовый спрос.

 

Таким образом, этот метод может быть эффективно использован как при исследовании крупных блоков вопросов, имеющих общую значимость, так и при реализации локальных проектов, преследующих достижение локальных целей.