Ценовая политика

В современный период социологическое исследование является одним из распространенных инструментов достижения целей деятельности организаций, работающих в самых разных областях. Как правило, этот инструмент используется для планирования (определения приоритетных направлений развития) и оценки достигнутых результатов, а также как метод получения «обратной связи» от потребителей тех или иных услуг, предлагаемых как частным, так и государственным сектором.

Когда потребность в поведении исследования определена, Заказчик сталкивается с двумя основными проблемами:

  • формирование программы исследования;
  • определение оптимальной стоимости услуг.

В большинстве случаев второй вопрос даже важнее, чем первый, хотя их не рекомендуется рассматривать отдельно друг от друга, иначе можно оказаться в позиции героя сказки, который хотел пошить 12 полноценных шапок из одной овечьей шкуры.

Следует отметить, что формирование цены на рынке интеллектуальных услуг во многом носит субъективный характер, причем не только в России. Финансовый «вес» ценового предложения может сильно зависеть от степени известности фирмы и личного авторитета привлекаемых специалистов (имиджевый фактор). На цену также сильно влияет принцип работы организации – традиционный или аутсорсинговый, место её дислокации (регион), количество направлений деятельности. При проведении предварительного запроса ценовых предложений по одному техническому заданию очень велика вероятность получить самые разные цифры, что на первых порах может поставить Заказчика в затруднительное положение. Что делать в такой ситуации? На что, на наш взгляд, следует обратить внимание?

Раскрученный бренд не является абсолютной гарантией качества.

Если у Вас малобюджетный проект, а параллельно с ним у организации-исполнителя идет реализация крупных контрактов, приоритет, безусловно, будет за ними. Поэтому Вами вполне могут заниматься молодые специалисты или даже студенты, встречи с которыми, возможно, Вы потенциально опасаетесь. Не факт, что они сделают плохо, возможно, качество будет очень высоким, однако за оказанную услугу Вы заведомо существенно переплатите, так как основную часть цены составит «плата за бренд».

Акцент на новейшие «западные» технологии и принципы работы должен настораживать.

Очень многие из них хороши с научной точки зрения, но мало применимы к решению практических задач российской действительности. К ответам на многие вопросы можно прийти менее пафосным, но более экономичным и простым путем. Конечно, все зависит от задачи, которую Вы перед собой ставите: если Вам нужно произвести впечатление на какую-то узкую целевую аудиторию, «пустить пыль в глаза», то, возможно, стоит по совету Наполеона «говорить коротко и неясно». Однако если на первый план выведены практические задачи, для решения которых нужен понятный материал, с которым можно работать, то чрезмерный акцент на «инновации» малопонятную терминологию должен настораживать, иначе очень велика возможность в виде отчета получить красивую «книжку с картинками», мало полезную на практике.

Лучше выбирать исполнителя, для которого проведение социологических исследований является основным либо одним из основных видов деятельности.

Благодаря возможностям сети Интернет сегодня крайне просто составить представление об организации в кратчайшие сроки. Если, допустим, структура преимущественно занята оптовой торговлей чем-либо, то проведение исследований для нее вид деятельности, мягко говоря, не совсем профильный. Как правило, это возможность «перехватить денег» в период простоя, чем-то занять свободный персонал, квалификация которого предназначена для решения совершенно иных задач. Возможно, цены на услуги у такого подрядчика будут ниже, но это, безусловно, риск, а рисковать или нет – личное дело каждого.

Квалификация специалистов тоже должна привлечь Ваше внимание.

С помощью популярных сетевых поисковиков можно быстро составить профессиональный портрет каждой относительно значимой и немного известной персоны. На наш взгляд, Заказчика должен насторожить тот факт, если организация представлена одним человеком, даже очень раскрученным и известным. Реализация любого социологического проекта – всегда «командная игра», поэтому важно знать хотя бы основных игроков. Иначе вновь есть большая вероятность, что основную часть работы будут выполнять малокомпетентные специалисты, «литературные негры» и другой малооплачиваемый персонал.

Теперь о самом интересном: назовем некоторые конкретные цифры. Конечно, социологическое или маркетинговое исследование – это не батон колбасы конкретного вида, цена на который колеблется в приделах нескольких десятков рублей. Однако определенные наблюдения сделать можно. Например, средняя стоимость анкетирования одного респондента массового опроса в настоящее время находится около отметки в 200 рублей. Эта стоимость включает в себя такие накладные расходы как печать анкеты, гонорар интервьюера, транспортные и налоговые расходы.

В зависимости от обстоятельств - сложность структуры выборки, место проведения опроса, время года, способ анкетирования (очное интервью, телефонный опрос, Интернет-опрос или самозаполнение), размер анкеты (количество задаваемых вопросов) – стоимость одной анкеты может меняться в сторону уменьшения или увеличения. Отдельно оплачивается разработка программы исследования, инструментария (анкеты, по которой проводится опрос), ввода данных в специализированную профессиональную программу SPSS, аналитические процедуры и подготовка итоговых отчетных и презентационных материалов.

Если рассматривать расценки на экспертные опросы, которые предусматривают целевой отбор специалистов в определенной сфере на уровне формирования выборки, то цена за одно интервью уже начинается от 1000 рублей, так как сам процесс отбора и, главное, осуществления контакта с экспертом уже достаточно сложен.

Если говорить о фокус-группах, третьем популярном методе проведения исследований общественного мнения, который, по нашим наблюдениям, в последнее время вновь «входит в моду», то стоимость одной группы начинается от 20 000 рублей (в эту стоимость входит гонорар участников фокус-групп, которые тратят на исследование личное время, гонорар модератора, найм помещения, ведение аудио- и (или) видеозаписи исследовательского процесса). Как и в случае с массовым опросом, отдельно оплачиваются подготовительные мероприятия (программа исследования, выборка, инструментарий) и обработка полученных результатов (применительно к фокус-группам это подготовка стенограммы и итоговый аналитический отчет).

Безусловно, вопрос о стоимости услуг лучше всего решать в процессе переговоров. Очень важно изначально правильно задать цель и представить себе необходимые результаты будущего исследования. Иногда изначальные представления Заказчика, а, соответственно, и требуемый бюджет, очень существенно корректируются в процессе такой дискуссии. В нашей практике был случай, когда для достижения поставленной цели было достаточно всего одной фокус-группы (!). Поэтому ограниченность в средствах не является объективным препятствием для использования социологического инструментария в практике Вашей организации, мы принципиально выступаем за максимально адресный и практикоориентированный подход.