Наши методы

Социология как наука стала складываться в конце XIX века, с тех пор многое изменилось, хотя базовый арсенал прикладных методов сформировался давно. Все социологические компании оперируют примерно одними и теми же инструментами, в чем же различие между имеющимися на рынке предложениями? В этом отношении социология в чем-то похожа на классические виды искусства.

Все технические приемы давно известны, но результат зависит от качества их исполнения, которое в свою очередь упирается в такие абстрактные и плохо измеримые понятия как «мастерство», «опыт», «ответственность», эмоционально-психологическая составляющая. Придется признать, что в социологии, как и в большинстве гуманитарных наук, основную роль играет человеческий фактор.

Из-за этого иногда может показаться, что для того, чтобы провести социологический опрос не нужно быть специалистом в данной сфере: просто составил перечень интересующих вопросов, опросил представителей целевой аудитории и получил нужный результат. Это большое заблуждение, так как существует много неявных профессиональных нюансов, которые определяют качество проделанной работы и возможность эффективно применять полученные знания на практике.

Даже самые простые (на первый взгляд!) вопросы анкеты социологического исследования (если анкета сделана хорошо) встроены в общую схему логического анализа, в результате которого формируется итоговый продукт - отчет, в котором содержится ответ на основной (иногда его называют программным) вопрос исследования. При этом ответ на такой вопрос (например, об уровне доверия к власти) сам по себе ничего не дает, он указывает на следствие (уже имеющееся мнение), а не на причины его формирования. Но для воздействия на ситуацию в позитивном ключе необходимо выяснить именно причины формирования того или иного доминирующего в обществе мнения. Для того, чтобы получать информацию, как о сложившейся ситуации, так и о причинах её возникновения, необходимо сочетать количественные и качественные методы исследования. Количественные методы преимущественно направлены на получение статистической информации и позволяют представить расклад мнений относительно поставленного вопроса во всей генеральной совокупности. Качественные методы ориентированы на поиск деталей, выявление нюансов исследуемых отношений. Оптимальная схема проведения комплексного исследования, как правило, включает в себя применение методов из обеих групп.

Классический принцип организации и проведения социологического исследования включает в себя три этапа.

Подготовительный этап: разработка Программы исследования, выборки и инструментария (анкеты, гайды и т.д.)

Полевой этап: проведение исследовательских мероприятий (опрос респондентов)

Аналитический этап: качественная и количественная обработка полученной в ходе опроса социологической информации, подготовка отчета и презентационных материалов.

Понятно, что эта максимально абстрактная схема может быть наполнена принципиально разным содержанием. То, каким оно будет, зависит от рассматриваемой проблемы и цели проведения социологического исследования. Определение технологии достижения цели всегда происходит сугубо индивидуально.