Пробки на дорогах «работают» против общественного транспорта

Пробки на дорогах: исследование

За последние 20 лет в нашей стране произошла массовая автомобилизация. Личный автомобиль стал средством передвижения, доступным для очень существенного количества россиян. Издержками стали пробки на дорогах городов, инфраструктура которых не поспевает за ростом числа автомобилей. С точки зрения властей и значительной части общественности выход видится в более активном использовании общественного транспорта.

Согласно данным исследований, проведённых специалистами «НИИ Социологии» россияне готовы чаще пользоваться общественным транспортом. Но пока этому мешает ряд факторов. Более двух третей (67%) опрошенных москвичей условием «пересадки» с личного авто на общественный транспорт назвали улучшение ситуации с пробками. Причём фактор пробок тем более важен, чем дальше от центра города живёт конкретный респондент.

Определенную роль играет и комфортность подвижного состава. Здесь речь идёт не только о привычных автобусе, троллейбусе или трамвае, но также о пригородных электропоездах и маршрутных такси. Претензии к комфорту общественного транспорта назвали причиной нежелания им пользоваться 11,7% участников опросов.

Третьей причиной непопулярности общественного транспорта, на которую ссылаются участники исследований, является всё ещё недостаточное развитие сети маршрутов. Удобство городского транспорта оценивается, в первую очередь, по возможности добраться от дома до работы и обратно, поэтому плотность маршрутов играет здесь одну из решающих ролей. Отметим, что наряду с близостью остановок к точкам назначения большую роль играет возможность удобных пересадок – например, с пригородного на городской транспорт.

Для примерно 12% респондентов, предпочитающих личный автотранспорт, стимулом к пользованию общественным транспортом могло бы стать снижение стоимости проезда. При этом опрошенные не отрицают, что в Москве социальная поддержка оказывается широким слоям населения, в том числе пенсионерам, студентам и представителям других социально уязвимых категорий населения.

Примерно 7% респондентов желают повышения регулярности движения общественного транспорта, хотя и признают, что ввиду проблемы пробок это труднодостижимо в одночасье.

В целом пользователи личного автотранспорта чётко указывают на основную проблему – пробки, признавая, что она не имеет простых решений. Хотя для её смягчения делается многое, особенно в последнее время. Среди нестандартных и успешных решений опрошенные упоминают развитие системы аэроэкспрессов, избавивших пассажиров самолётов от пробок на пути в аэропорты и обратно. При этом на высоком уровне были решены проблемы комфорта и цены. Выделение отдельных полос для общественного транспорта и строительство перехватывающих парковок также работает на облегчение ситуации. При дальнейшем поступательном движении в этом направлении водители личных авто изъявляют готовность чаще пересаживаться на общественный транспорт.