Безопасность на дорогах тревожит россиян

Одной из общепризнанных «болевых точек» российского общества является безопасность передвижения на дорогах, причём вне зависимости от используемого транспорта. Например, в 2012 году на дорогах страны погибло около 28 тыс. человек, с в 2011 – несколько меньше. Поэтому неудивительно, что среди москвичей лишь около половины считают свои передвижения по дорогам относительно или вполне безопасными.

Специалисты «НИИ Социологии» провели детальное исследование проблемы, результаты которого неутешительны: лишь 9% респондентов чувствуют себя на дорогах Москвы вполне безопасно, а ещё 40% - относительно безопасно. Зато 28% участников исследования заявили, передвижение по дорогам столицы для них скорее небезопасно, и ещё 5% оценили ситуацию на дорогах как достаточно опасную. Социологии также предложили москвичам ответить на вопросы о причинах сложившейся ситуации. Среди причин, кроме обычных ссылок «коррупционные традиции» и «чиновничий беспредел», были названы «низкая культура вождения», усугублённая неконтролируемой и даже непрогнозируемой автомобилизацией. Многие отметили «всесилие» сотрудников ГИБДД на дорогах, опять же связывая это с проблемой коррупции.

Достаточно часто звучало мнение об общем правовом нигилизме россиян (не только на дорогах). Многие связывают ухудшение ситуации на дорогах с притоком большого количества мигрантов из республик бывшего СССР (особое внимание общественности к этой теме привлекала страшная авария в «новой» Москве в июле 2013 года, когда КАМаЗ протаранил автобус).

Примечательно, что признавая свою долю вины в «низкой культуре вождения», респонденты демонстрируют отсутствие веры в возможность радикальных подвижек к лучшему. Месячники «пристёгнутых ремней безопасности» и другие массовые кампании, дают реальный, но кратковременный результат.

Согласно результатам исследования, респонденты вполне готовы к «работе над ошибками», то есть, работе над собой. Однако при условии неказённого, непоказного отношения к проблеме со стороны властей. Признаком этого респонденты считают наличие «политической воли», ведь проблему нужно решать в масштабе всей страны. Внешнее выражение политической воли граждане видят в системном подходе к решению проблемы, который предполагает работу на разных уровнях: законодательном (продуманные и взвешенные меры без крайностей), информационном (обращение ко всем и каждому). Борьба с нарушениями со стороны водителей должна вестись одновременно с показательной и нелицемерной борьбой со взяточничеством на дороге. Кое-что в этом направлении уже делается.

В итоге получается, что большинство опрошенных смотрят на перспективы улучшения ситуации в области безопасности на дорогах относительно оптимистично и выражают в готовность своим примером поддержать благие начинания властей.