Исследования в интернете

Разработки, которые мы представляем в данном разделе, можно разделить на две группы:

  • Мониторинг контента блогосферы и социальных сетей
  • Опросы Интернет-аудитории

Так как сфера коммуникаций в сети Интернет является очень разноплановой и постоянно продолжает расширяться и усложняться, в сетевых источниках можно отслеживать практически любую интересующую тему. В качестве примера в данном разделе представлены результаты мониторинга социальных сетей, проведенного в период активизации общественно-политических движений в России в конце 2011 года (в форме еженедельной аналитической справки).

По нашему мнению, в рамках мониторинга имеет смысл делать акцент на социальной сети «ВКонтакте». Данная социальная сеть является самой популярной в России и СНГ по числу зарегистрированных пользователей, является самым посещаемым Интернет-ресурсом в России, одним из наиболее популярных social media, а так же самым «охватывающим» современную молодежь электронным ресурсом. Однако в крупных городах России, в частности, в Москве более популярны Facebook и Twitter. Поэтому акцент на ту или иную социальную сеть зависит от тематики мониторинга и поставленных задач.

База Интернет-ресурсов для мониторинга формируется по тематическому (направленность) и статистическому признакам (количество пользователей в группе – от 500 человек, количество тем - от 50).

Плюсами мониторинга контента социальных сетей является возможность оперативно отслеживать любые изменения информационной активности, касающиеся интересующей темы. На основании этого можно формировать актуальные пункты собственной «повестки дня», соответствующие ожиданиям целевой аудитории.

Относительно проведения опросов в сети Интернет необходимо сделать ряд важных уточнений. На первый взгляд, в современном мире online-опрос выглядит как наиболее простой и наименее затратный. Но в профессиональном сообществе сформировалось довольно скептическое отношение к данной технологии и для этого есть причины.

Во-первых, в Интернете сложно реализовать выборку, репрезентативно представляющую население определенной территории (например, москвичей), за счет того, что структура активных Интернет-пользователей отличается от структуры населения по поло-возрастному, гендерному и профессиональному признакам.

Во-вторых, крайне сложно (фактически невозможно) верифицировать данные, полученные от Интернет-пользователей (пол, возраст, образование и т.д.), часто люди сознательно искажают информацию о себе, что ограничивает возможности для анализа и снижает уровень доверия к полученным таким методом сведениям.

Однако полностью отвергать Интернет-опрос как инструмент изучения общественного мнения было бы ошибкой. Конечно, если, например, Вам нужно узнать отношение жителей крупного города к вопросам безопасности, он мало приемлем. Но для диагностики мнения активных Интернет-пользователей (как группы, обладающей общей характеристикой, выражающейся в наличии приоритетного канала коммуникации) или ещё более узкой группы (в частности, представителей локальных сообществ и субкультур, с которыми сложно установить контакт) online-опрос может быть крайне эффективным методом, а в ряде случаев – единственно возможным.

Основные недостатки социологических исследований в Интернете снимаются, если опрос проводится на основании адресной базы данных, сформированной на основании сведений, полученных ранее у реальных респондентов в ходе традиционного исследования. Также данные метод эффективен при работе с экспертами, которые не всегда имеют возможность уделить время очному общению с интервьюером.

Поэтому в сфере исследований в Интернете особо необходим адресный подход к выбору инструментов получения необходимых данных.

Избранные результаты проведенных исследований: